Как офис не айтишной компании на Linux перешёл


Работаю я в офисе одной очень крупной финансовой компании, деятельность которой только косвенно переплетается с техникой,а точнее, использует её только в пользовательских целях – документик набрать, презентацию нарисовать. И вот однажды руководству компании пришла мысль легализовать весь имеющийся у них софт. И тут мне, как их “компьютерщику”, пришла в голову одна из самых нехороших мыслей в моей жизни, предложить им не покупать лицензии на Windows софт,а перейти на Linux системы… Не делайте подобных ошибок)



Забегая наперёд, уточню, что, хоть и являюсь программистом, отношения мои с Linux крайне сложны, они подобны отношениям с военкомом – он вечно стучится ко мне в дверь (Linux), но я ему не открываю.


День 1 (Первый блин)


Задача поставлена, офис разогнан на выходные и передо мной стоит двадцатка древненьких ПК, которые и с облегчённой версией Windows XP справляются с напрягом. Благо, перед сей крайне глупой задачей мой друг, сведомый о мире Linuxa, освятил меня, поведав о существовании облегчённых версиях Ubuntu, а именно Xubuntu и Lubuntu. Повертев немного обе версии, различия которых с виду состоит только в интерфейсе, я выбрал для установки все же Lubuntu, так как она была более схожа с форточной ОС и как мне казалось не вызовет паники среди офисного персонала, хотя прихватил я с собой и Xubuntu (и не прогадал).
Покипев пол часика над первой жертвой перерождения в новую религию все было готово. На запыленном динозавре была установленная свеженькая версия Lubutu, загрузка была быстрой, а на экране красовалось почти идентичная панель задач. Естественно, я понимал, что установкой ОС все не обойдется и её еще придётся докручивать, и первым, что решил сделать, это перевести данное творение для бедолаги, который ним будет пользоваться. Вот тут-то и прилетел мой первый блин. С первого взгляда все работало отлично, но оказалось, что Lubuntu видит сетевую карту, но не может с ней работать. Интернет на ней странный предмет, он вроде бы есть, а на деле-то нет… Жмяканье кнопки "установить языковые пакеты" ни к чему не приводило, система ломилась в интернеты, дабы скачать файлы, но безуспешно. Прокрутив настройки и мануалы сетевой карты я решил не заморачиваться, и установил вторую прихваченную ось – Xubuntu. Сразу же после установки я проверил наличие соединения, но обнаружив его наличие радость моя была преждевременной, так как наличие доступа к интернету была всего лишь первым камнем в этой миссии.
Скачав языковые пакеты и увидав русскоязычный интерфейс, я проверил наличие офисных программ для работника. Все есть, все на месте, редактора типа Word и PowerPoint должно хватить для работы, даже браузер и тот включен в комплект, в общем, all inclusive. Установив еще и настроив некоторую программу, необходимую для работы в данном офисе, используя Vine, я закончил. Решив посмотреть реакцию пользователя данного пк, для оценки, стоит ли продолжать дальше подобную практику, я отправился домой, дожидаясь понедельника.



День 2 (ЧТО ЭТО ЗА СЛОВО?)

Приехав в офис ближе к обеду, чтобы дать людям налюбоваться на абсолютно нелагающую систему, в которой не будет сбоев и вирусов, меня встретили как никогда радостно. Работница просто пересела на другой ПК с форточками, так как не могла ничего делать за своим ПК.


       А где в этой программе для просмотра картинок(так она нарекла Xubuntu) находится пуск и все программы?

Проведя мышку вверх я сразу же передал сотруднику свои тайные познания о том, что панель задач просто находится вверху, а картинку в форточкой заменила картинка с крысой. Вроде бы все хорошо, программы нашлись, “Ворд” работает, редкая необходимость ввода пароля не пугает и работа пошла. Но спустя пол часа ко мне пришла вторая заявка о неработоспособности ОС:


       А где МОЙ брайзер, я пользуюсь интернета ехплорером.

Прости, милочка, но твоей Даши путешественницы больше не будет, так же как её “нет” у психически-здоровых людей уже десяток лет. Показав все прелести существования других брайзеров, а точнее Firefox и Chrome, а так же посвятив в магию использования вкладок,а не тысячи окон (мда уж), я успокоился и решил, что можно повторить процедуру первого дня и для остальных пациентов.
Оставшись после закрытия офиса я провел шаманские обряды над еще десятком ПК, учтя весь полученный опыт, я вытянул абсолютно все приложения для работы сотрудникам прямо на центр экрана, даже переименовал ярлыки браузеров на более понятные надписи “ИНТЕРНЕТ”, “ВКОНТАКТЕ".


День 3 (Цирк)

Опять приехав попозже, чтоб люди вполне насладились нововведениями, меня снова ожидала встреча “Вопрос-ответ”. Как я понял, знания в офисах не передаются дальше полуметра и найти “Пуск” придётся отдельно с каждым.


       У меня с этой обновлённой windows не заходит на сайты!

Добрый вечер, на секундочку, это не виндовс, но давайте посмотрим в чём беда. Сажусь за ПК и сразу вижу открытый хром с запущенной музыкой во вконтакте. Таааак, похоже на сайты все же заходит, что не так? –Мне вот нужно на этот сайт заходить, создавать вакансии в компанию с корпоративного аккаунта, вот логин и пароль. Спасибо, хотя бы не придётся стучатся во все двери в поисках нужных данных. Ну что же, аккуратно вводим логин и пароль с листочка  и что видим? – Неправильно введённый пароль. Так, стоп, в пароле 7 символов в одном регистре и ни одной цифры, отчетливо все написано, а ну скопируем его с текстового документа - результат тот же. Присматриваюсь повнимательней, пробую пройти процедуру регистрации на данном сайте и первое что вижу – “Пароль должен состоять минимум из 8 символов и включать в себя символы латинского алфавита и цифры”. Спасибо за внимание, ищите пароль.

Объяснив начальнику в чем была проблема, из-за которой меня заставили приехать через весь город, я думал уже отправляться домой, но не тут-то было. Оказалось, что всё-таки не из-за некорректного пароля не заходит на сайты, и в почтовую программу как оказалось тоже, а все же из-за новой ОС. Ну давайте взглянем. Сажусь рядом с пострадавшим сотрудником и наблюдаю все его действия. Таааак, открываем текстовый файл с паролями, всё хорошо. Выделяем и копируем пароль сочетанием клавиш на клавиатуре, ну просто молодец. Вставляем в поле на сайте и почтовике – некорректный пароль. Наблюдаю сию процедуру еще 3 цикла, беру мышку, копирую пароль не задевая ПРОБЕЛ после текста, вставляю в поля – о чудо, все работает, не даром я магистратуру систем искусственного интеллекта закончил, пригодились-то знания… Устранив все неработоспособности систем, я завершил установку Xubuntu на оставшуюся часть ПК и отправился домой, уверенный что завтра таких проблем уже не будет. К сожалению я не учёл тот факт, что обновлению поддался еще и компьютер секретаря, с висевшей периферией на на нём.




День 4 (highway to hell)

С самого утра приезжаю в офис, заходя с опаской, оглядываюсь по сторонам. Всё в порядке, все работают, некоторые даже нашли как обоину сменить. Страх о будущих запарах начинает уходить, но не тут то было. Случается самое ужасное, всё же натыкаемся на самую большую проблему Linux систем для офисов – периферию.


       Не удается отсканировать документ.

Да как так-то, я же лично отсканировал несколько документов, при каждом сканировании перегружая ПК, дабы удостоверится, что не сбиваются настройки. Сажусь за жертву секретарши и вижу оставленный мной ярлык для сканера по самому центру экрана. Ну вот просто центрее не бывает, еще и названный “СКАНЕР”, должны были найти. Наверное проблема не в этом. Открываем вместе с ней данный ярлычок, запускается программка сканирования, которая в отличии от форточных собратьев наделена всего одной кнопкой - “СКАНИРОВАТЬ”, нажимаем… Действительно, не сканирует. Помня задаваемые мне вопросы в предыдущие дни и способы их решения, а так же вспоминая известные анекдоты – лезу под стол проверить, включен ли сканер в розетку. Хм, включен, выползаю на свет, и вот, вот он краеугольный камень секретарей, лампочка-то не горит на сканере. После включения фильтра  кнопочку нажать на сканере нужно. Ну что ж, слава Богу, что легко отделался. Но нет, принтер тоже с ума сходит, вчера печатал, утром печатал, сейчас не хочет. Ну тут-то я знал, что проблема хранится в самой системе и не так-то просто заставить его регулярно работать. Просидев пол дня, изучая все существующие форумы с подобными темами, я всё же нашел, с 5-го раза, необходимый набор драйверов. Но, к сожалению, Linux такой Linux, что после каждой перезагрузки ПК драйвера принтера оставались на месте, но вот сервисы, управляющие его работой, останавливались. Не найдя более элегантного решения, я создал замороченный скрипт, который проверял работу сервисов, наличие драйверов и, даже, состояние принтера, включен он или нет. Оставив данный скрипт рядом с ярлыком сканера и назвав его “ВКЛЮЧЕНИЕ ПРИНТЕРА”,а так же, объяснив секретарю что и как делать, я удалился по своим делам. Вернувшись через несколько часов в офис я обнаружил, что принтер снова не работает (по крайней мере не работал пока я не пришел и не нажал дважды на скрипт), а все документы распечатаны в полиграфии по соседству. Ну что же, не будем мучить человека, давайте вернём хотя бы секретарю форточки и купим лицензию. Сказано- сделано, через час все как было, все привычное и простое. Всего за 120 долларов (примерная стоимость лицензии), не нужно больше осуществлять двойной клик по ярлыку принтера при включении ПК.

Все рады и довольны,можно идти? Нет, куда же уходить если у людей не открываются текстовые документы о.О



       Я создала документ в этом новом ворде, а он не открывается в ворде у меня дома.

Ну бывает, зато красивая. Показываю, как при сохранении документа менять тип файла. Все хорошо.


       Я создал документ в ворде,а он не открывается на ноутбуке с Windows.

Не беда парень, я такое уже видал ;) Подожди-подожди, айфон мне в рот, Microsoft Office на Xubuntu? Откуда? Как? Немного погодя удивление от увиденной магии спадает и вспоминаю, ах да, я же Vine со всеми либами ставил для некоторых программ. Фух, чуть было не начал верить в деда мороза. Сносим офис, мы же легализировать софт решили,а не на линуксе крякать виндоус-приложения, показываем разницу форматов doc и docx – все довольны. Хорошо хоть игрушки не удалось парню вернуть на рабочую машинку…


       У меня не открываются видео-файлы, выдает какие-то ошибки.

Ну не проблема, у меня при первом знакомстве с Ubuntu тоже траблы были с медиа-файлами. Такс, запускаем твоего Робин Гуда (наверное рабочее название сверхсекретного проекта, с рейтингом секретности 7.3 по версии кинопоиска), сразу начинают вылетать ошибки, на которые была жалоба. Ага, вот так вот, читаем текст ошибки: “Для воспроизведения файла необходимы кодеки, нажмите ДА чтоб загрузить их”. Жмякаем с опаской на ЕДИНСТВЕННУЮ кнопку в форме с надписью “ДА”, мелькает окошко и тотчас закрывается…Ухожу, дабы не увидеть засекреченные рабочие данные, которые сразу же начали воспроизводиться.
Я не нашла скайп и установила сама скайп с сайта, но когда его открываю, он выглядит как-то не так, как обычно.
Похоже этот день никогда не закончится. Но все же интересно, неужели кто-то поставил Linux-версию скайпа. Садимся, смотрим. Нет, все в порядке, установили обычную windows версию скайпа, снова установленный мною Vine сыграл свою роль, нужно его запаролить. Но погодите, что-то я не понял, не могли найти мой линуксовый скайп, поставили виндовозный, но он выглядит “как-то не так”. Прошу повторить процедуру запуска. Вот открывается список приложений, нажимается строчка со скайпом и он начинает запускаться. Теперь все понятно, сразу найти скайп, который изначально я там оставил, было просто невозможно, но после установки форточного, через грабли, нашлась все же именно моя версия. Вытаскиваем на рабочий стол обе версии, обозначив их “Скайп”,”Запасной скайп” -  можно расслабиться.


К сожалению, на этом мои бедствия и борьба сил добра и зла (меня и Linuxa) не завершились. Еще несколько дней я боролся уже с самой системой, пытаясь настроить работу тонкого клиента, вебинаров, учебного класса, но к счастью тут уже меня мучил только сам линуксоидный мир.
Мораль сей басни такова: если вам стукнет в голову подать идею о переводе сотрудников офиса на ОС, с которой они не знакомы (в том числе переход с iOS на Android) – не спешите! Поговорите с сотрудниками, побеспокойтесь о их моральном и физическом состоянии, полейте цветы в офисе, покормите рыбок, в целом делайте все что угодно КРОМЕ ОЛИНУКСИРОВАНИЯ людей. Из моей практики я могу точно сказать, что данная ОС не подходит для офисов, в которых нет прямой необходимости её использования. Но по счастливой случайности, после изучения всех трёх кнопок необходимых для работы сотрудников, мне уже не приходится ездить в офис целый месяц, так как более не возникает необходимости почистить вирусы, почистить "кампутер" и переустановить "брайзер."
Share on Google Plus

Автор Unknown

Android разработчик и Google-фил. В рабочее время пишу код, в свободное - его читаю. Google+

Комментариев нет:

Отправить комментарий